Леон Бакст — человек, который оформлял знаменитые «Русские сезоны» в Париже

Слышали ли Вы о «Русских сезонах» - самых известных в мире театральных гастролей начала XX века. Под руководством Сергея Дягилева они безоговорочно покорили взыскательную европейскую публику. Однако, сегодня мы расскажем о Леоне Баксте, человеке, который оформлял знаменитые «Русские сезоны» в Париже. Благодаря созданным им костюмам и декорациям в Европу пришла мода на экзотику и ориентализм. Но, давайте с начала…

Леон Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич Ро́зенберг) родился 27 января (8 февраля) 1866 в Гродно, в небогатой еврейской семье.

С детства мальчика тянуло к рисованию и уже тогда он начал изображать людей. Дед будущего художника внес большой вклад в творческое развитие своего внука. Он был известным портным, долгое время жил в Париже и имел хорошие связи в светском обществе. Его петербургская квартира была обставлена со вкусом и сообразно духу того времени. Она была наполнена антиквариатом и дорогими произведениями искусства. Лев много времени проводил у своего деда, рассматривая старинные картины и любуясь винтажными вещицами. Кстати, по одной из версий, фамилию Бакст художник взял именно от деда по материнской линии, немного сократив от первоначальной - Бакстер.

Обучаясь в шестой Санкт-Петербургской гимназии, педагоги начали замечать талант Леона, но так и не закончив обучение в ней, он подался в Академию художеств и стал вольнослушателем. В конце 1880-х – начале 1890-х годов работал в Санкт-Петербурге в мастерской учебных пособий, занимался книжной иллюстрацией, делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь».

Поняв, что картины начали приносить серьезный заработок, Бакст перебирается в Париж, где неустанно занимается живописью. С течением времени, погружается в работу над оформлением театральных постановок. Он плотно сотрудничает с Сергеем Дягилевым, оформляя его знаменитые Русские сезоны в Париже, его декорации украшали такие балетные постановки, как "Шехерезада", "Клеопатра", "Нарцисс", "Карнавал". По его эскизам шились костюмы для знаменитых артистов труппы Дягилева и Императорского театра - балерин Анны Павловой и Тамары Карсавиной, танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского.

Бакст просто взорвал Париж, магазины наводнились созданными по его театральным костюмам тюрбанами, шароварами, париками, платьями, его фирменными тканями с орнаментами. После Русских сезонов на прилавках дорогих французских бутиков можно было найти ткани "Одалиска" и "Шахерезада". Это было его время, он был невероятно популярен и узнаваем в светских кругах Парижа.

131