Утраченный костёл в Правых Мостах

Сегодня мы хотели бы познакомить Вас с историей самого древнего костёла, стоявшего на землях Мостовщины ещё с 1539 года, но не пережившего и второй половины XX века. Сейчас здесь располагается каменный костёл, построенный в 1992 году по проекту архитектора Бабкова. Однако, находится он чуть поодаль от места, где стоял старый деревянный костёл. Но, что же случилось со святыней, служившей людям более четырёхсот лет? Начнём сначала...

Местечко Мосты, впервые упоминается в 1468 году и свое развитие получило благодаря своему расположению на переправе через Неман и на некогда важной дороге, соединявшей Вильнюс с Краковом. Около 1536 года Мосты переходят во владение королевы Боны, которая в 1539 году построила и оборудовала костёл Благовещения Пресвятой Богородицы (kościoł p.w. Zwiastowania). Так как местные люди были лишены храма, в связи с этим жили не достойно и не так как они были должны, королева Бона Сфорца посчитала своим долгом «позаботиться о том, чтобы люди поклонялись Иисусу Христу, нашему Спасителю». Построенный ей костёл просуществовал до военных времен, известных как «потоп». В более строгом смысле этот термин относится к шведскому вторжению и оккупации Речи Посполитой как театра Второй Северной войны (1655–1660). Сохранились данные посещения костёлов в 1655-1661 гг. где кс. Слупский упоминает что: «Церковь сгорела во время (московского) нашествия, нынешняя довольно похожа на конюшню, хотя в округе много лесов».

Костёл Св. Иоанна Крестителя был перестроен только спустя сто лет по приказу короля Августа III в 1758 году (год также назывался 1740). Святыня имела длину 35 метров, ширину 17 метров и высоту 12 метров. В ней были иконы: Св. Иоанн Непомук, Богоматерь Утренняя и Спаситель.

С 1906 году и до войны при костёле жили монахини из общины сестер Непорочного Зачатия Девы Марии. Они проводили катехизацию населения, заботились о костеле и оказывали бесплатную медицинскую помощь всем нуждающимся.

Более подробных сведений до 1923 года, когда состоялась последняя реконструкция старого деревянного костёла, у нас практически нет. В этот период времени приход постепенно увеличивается, и к 1910 году насчитывает уже 3588 католиков. Так же сохранились небольшие отрывки воспоминаний А.А. Ознобишина о ксендзах Каждайловиче, Дорошкевиче и Саросеке, описанные в его книге.

Существует две версии об исчезновении старого деревяного костёла. Нам достоверно известно, что древняя святыня прекратила своё существование в 1980-ее гг. По одной версии его сожгли по приказу вышестоящих органов, по другой он сгорел сам в следствии пожара или бушующей грозы. Доподлинных сведений у нас нет. На месте же разрушенного костёла был построен магазин. А службы временно проходили в часовне, расположенной на старом приходском кладбище, где уже в 1992 году был возведён новый каменный костёл.

92